Привет, дорогой читатель, если вы здесь, значит вас волнует вопрос
Я Светлана Полякова — методолог и ментор для авторов и наставников, помогу упаковать вашу экспертность в уникальный продукт и личный бренд, выстроить систему, которая приносит регулярные продажи без выгорания.
Суть методологии состоит в том, чтобы вытащить из себя учебный контент на определённую тему, разделить его на пошаговые блоки и придумать домашние задания. И вот онлайн-курс готов… Звучит просто, верно?
Но по моим наблюдениям у 99% экспертов с этим большие трудности.
Я с этим столкнулась в 2020 году, когда многие мои знакомые начали переходить в онлайн-формат, и я помогала им запускать обучающие программы для школы танцев, школы рисования, а преподавателям вузов — перейти из аудитории в онлайн.
И сейчас я чётко вижу, что отсутствие именно этого навыка мешает многим экспертам продвигаться в онлайн. Если эксперт не до конца уверен в своём продукте, он не сможет зажечь им и других. Отсюда и появляются курсы «однодневки»: первый запуск показывает, что не все достигают результата, часть «сливается» по дороге. Потом новая тема, новый курс, вечная гонка за трафиком, вечная работа на холодной аудитории, выгорание и разочарование.
Методология помогает выстроить продукты таким образом, что и ученики, и сам автор будут получать удовольствие от процесса и гарантированный результат на выходе.
Как упаковать свою экспертность в авторский продукт на высокий чек
Изменения на рынке онлайн обучения происходят со скоростью света. Впрочем, как и во всех онлайн-сферах. И это радует!
Но это накладывает свой отпечаток и на покупателей. Если в 2020—2021 годах обучающие продукты разбирались как «горячие пирожки», то сегодня уровень конкуренции достиг максимума, а требования наших покупателей возросли. При выборе образовательного продукта, на первый план выходит его
качество. Люди перестали покупать информацию, её можно найти в интернете: важны твёрдые результаты, чёткие и, главное, проверенные инструменты и алгоритмы.
Сегодня поговорим о самом важном навыке, без которого, на мой взгляд, невозможно стать популярным экспертом в интернете. В этой статье вы получите материал, который позволит разобраться в особенностях и принципах создания продукта на профессиональной основе.
Так же и при разработке обучающего продукта: сначала нужно сформулировать измеримый и понятный результат, траекторию движения и наполнить актуальными и эффективными инструментами.
В сфере обучения я уже давно, с 2006 года. Прошла разные роли: бизнес-тренера, эксперта и методолога. Поэтому хорошо понимаю, как бывает непросто упаковать весь свой многолетний опыт в один обучающий продукт.
Даже если вы сейчас пока не обучаете людей массово, а только работаете индивидуально с людьми как коуч, психолог или консультант, то вы можешь начать осваивать методологию. Потому, что завтра вы захотите развития своего бизнеса и этот навык точно понадобится.
Методология как архитектура дома
С чего же стоит начать автору, который хочет на рынке онлайн-обучения расти и масштабироваться?
В сфере обучения с 2006 года.
Выстроила с 0 систему обучения в двух крупных федеральных компаниях.
Обучила 500+ методологов и бизнес-тренеров
С 2020 года в онлайн обучении
Разработала 200+ онлайн курсов
Победитель конкурса для разработчиков онлайн курсов «Белые ночи» в 2019 и 2020 годах
Сооснователь NOVA Academy — школы для разработчиков электронных курсов.
Мои клиенты крупные федеральные компании: VK, Ростелеком, РЖД, Пятёрочка. Авторы и эксперты в различных областях: психология, астрология, коучинг, энергопрактика.
Для строительства дома сначала нужно сделать эскиз, спроектировать фундамент, определить несущие конструкции и только потом создавать дизайн, продумывать отделку и наполнять мебелью и аксессуарами.
Первое — это распаковать свою уникальность и выработать авторскую методику.
У каждого автора, эксперта есть свой опыт, свои фишки, свои примеры, благодаря которым и раскрывается его мастерство. Сегодня интернет наводнён курсами, как две капли воды похожими друг на друга. Клиенту сложно понять отличие: нет чёткого позиционирования и отстройки от конкурентов — выбор происходит по стоимости. Отсюда снижение продаж и падение по цене. Если продукт не строится на мастерстве, то он быстро теряет свою актуальность и сходит со сцены. Знание своего мастерства позволяет развивать продукт от запуска к запуску и повышать, а не снижать его стоимость.
Второе — это методологически грамотно построенный продукт.
Методология онлайн-обучения — фундамент для успешного и результативного онлайн-курса с конверсией более 90%. Когда у вас есть чёткий план действий, понимание того, что и как делать, как довести учеников до результата, твои курсы будут востребованы на рынке.
Как разработать уникальный продукт, который будет выгодно отличать вас от конкурентов?
Оптимальный контент
Информации типа «почитать» сейчас много и в интернете. Важно давать только то содержание в уроках, которое приближает слушателей к заявленному результату. Выгружать на него все знания и опыт, накопленный годами, тоже не стоит. Слушатели ценят своё время и ждут от нас уважения к своим потребностям. Отсекай ненужный контент.
Навык, который студенты могут применить
Один из принципов обучения взрослых — практическая направленность. Кроме теории в курсе обязательно должны быть практические задания на отработку навыков. Причём, практические задания должны быть максимально приближены к реальной деятельности слушателя. Ученик должен начать применять полученные знания прямо во время прохождения обучения.
Персональный подход
Это история про взаимодействие автора с аудиторией, проведение дополнительных мероприятий: тренируемся, разбираем сложности или проектируем что-то вместе. Таким образом приходим к тому самому идеальному конечному результату по окончанию курса.
В этих мероприятиях необязательно участие автора, их могут проводить наставники или кураторы.
Конверсия в кейс
Конверсия в кейс, на мой взгляд, лучший показатель результативности обучающей программы.
Как это измеряется? Оцифровка точки А, когда каждый ученик ставит цель на курс, затем отмечаем точки перехода и фиксируем точку В.
Например, на курсе по методологии конверсия составляет 90%. Это значит из 10 человек 9 за время обучения создают свой обучающий продукт и окупают своё обучение. Кто-то полностью, кто-то частично.
Создание результативной онлайн программы — это ряд закономерных последовательных действий, и он под силу каждому, кто хочет продавать по-настоящему
ценный и качественный продукт, готов погружаться в основы методологии.
Как методология помогает создавать эффективные обучающие программы?
Последовательность действий, если вы решили запустить свой образовательный продукт.
Шаг 1. Всё начинается с идеи
У вас огромный опыт, подумайте, какими знаниями и навыками вы готовы делиться. Определите сферу деятельности и что именно вы хотите создать.
Например, вы коуч и хотите обучать людей не бояться выступать перед публикой.
Шаг 2. Распаковка экспертности
Проводим распаковку экспертности и личности автора. Понимание своих сильных сторон, наработанных фишек и авторских методик, во-первых, повышает уверенность автора в своём продукте, и «синдром самозванца» отступает. Во-вторых, эти самые фишки и методики ложатся в основу уникального, ни похожего на все остальные, представленные на рынке программы.
Шаг 3. Исследование ЦА
Проводим исследование целевой аудитории. Обучающий курс — это продукт, и он должен удовлетворять потребности тех, кто будет его покупать, закрывать их боли и опасения.
Шаг 4. Формирование цели и итогов
Формулируем цель и конечный результат слушателей. Нужно понимать, что изменится в поведении, восприятии и действии слушателей. Как эти изменения закроют потребности целевой аудитории.
Помните, что цель любого обучения — изменение поведения, а не увеличение объёма знаний.
Шаг 5. Разработка архитектуры курса
Разрабатываем архитектуру курса или траекторию наставничества. Распределяем весь объём информации на этапы и шаги. Для каждого этапа формулируем промежуточные цели и определяемся с понятными и измеримыми критериями.
Шаг 6. Тест гипотезы
К этому шагу все относятся по-разному. Кто-то не готов тратить на него время и силы, другие ратуют за то, что это обязательное условие эффективных продаж.
Я — за проведение теста гипотезы, но при минимальных затратах ресурсов. Есть для этого способы, которые доказали свою эффективность на практике.
Шаг 7. Глубокая проработка каждого этапа
Приступаем к глубокой проработке каждого этапа с учётом полученной обратной связи от целевой аудитории. Я всегда использую при разработке каждого шага принцип обратной декомпозиции. Это позволяет выстроить понятную связку между целью, практикой и теорией и отсечь всё лишнее.
Шаг 8. Теория и практика
Здесь я часто сталкиваюсь с однообразием форм и методов подачи информации и отработки навыков. Хотя на сегодня интерактивный формат уже прочно вошёл в обучение и доказал свою эффективность.
И конечно, практические задания, которые должны не просто создавать видимость активности, а приводить к выработке конкретного навыка.
Шаг 9. Продумываем мотивационную и вовлекающие составляющие программы
Шаг 10. Готовим дополнительные и раздаточные материалы
Шаг 11. Готовимся к запуску
Конечно, кто-то может сказать: «Ничего себе, сколько всего, зачем это нужно? Буду делать как раньше, всё нормально работало». Но повторюсь, время, когда рынок «кушал» всё, прошло. Отвечать требованиям рынка и следовать трендам необходимо со знаниями и навыками методологии образовательных продуктов, если хотите задержаться в сфере обучения надолго.
Давайте сначала разберёмся, какие критерии показывают, что вы создали действительно результативную программу, которая будет развиваться от запуска к запуску?
Почему я могу так смело об этом говорить?
Подводные камни на пути к востребованному курсу
Есть ошибки, которые «убивают» курс ещё до его запуска.
И это методология онлайн-курсов
Ошибка 1
Когда ко мне приходит эксперт, первое, с чего мы начинаем, это распаковка. Вначале своей работы с онлайн-курсами в качестве методиста я столкнулась с тем, что есть классный эксперт, мы вроде бы сделали хороший курс, но он провалился, до конца дошли единицы. А проблема была в том, что автор этого курса, сам своим детищем не горел.
Он сказал: «Все делают курсы, и я решил, но мне эта тема не интересна». Тогда я поняла, что хочу работать только с теми, кто делает курс не из «нужды», а из желания делиться и горит этой идеей. В противном случае курс не заряжает автора, автор не заряжает учеников.
Ошибка 2
Когда программа разрабатывается на широкую аудиторию. Один курс не может закрыть потребности и боли всех. Отсутствие понимания своей целевой аудитории и набор в одну группу людей с разным уровнем экспертности приводит к недовольным участникам и негативным отзывам. Например, курс «Как выстроить отношения с мужчиной». В группу пришли женщины, которые уже в браке, и те, кто находится в поиске. Автор курса столкнулся с тем, что у них разные потребности, и нужны разные инструменты.
Ошибка 3
Неправильно построенная логика курса и перегрузка по информации и материалам. Часто авторы хотят добавить много разного материала, думая, что это приблизит учеников к результату. На самом деле, чем больше информации, тем ниже мотивация к обучению, снижается доходимость до кейса. Вспомните себя, когда в ВУЗе вам давали список дополнительной литературы по теме, все ли читали?
Ошибка 4
Когда у эксперта только один курс или одна программа наставничества. Есть такое понятие как конечный результат темы и конечный результат курса. Курс может раскрывать часть большой темы. Например, тема отношений: есть отношения с мужчиной, с родителями, детьми, с собой и с миром. И если всё это зашить в один курс, то он получится длиною в жизнь))
И когда у автора только один продукт, то часто возникает искушение отразить весь свой опыт в этом курсе.